Английская поэтесса, которая за свое творчество была отмечена многочисленными наградами, автор признанных критиками сборников «Черная страна», «Республика материнства», «Заброс» и других, а также недавнего романа в стихах «Домашний ребенок». Речь об уроженке Черной страны Лиз Берри. Стихотворные сборники этой поэтессы иллюстрировал художник Том Гикс. Ее работу описывают как «сажевый гимн ее родному Вест-Мидленду». Лиз воспевает ландшафт, историю и говор региона.
Она получила премию Сомерсета Моэма, Мемориальную премию Джеффри Фабера, Писательскую премию и две премии Форвард, а ее стихотворение «Homing» — поэма о любви к языку Черной страны, входит в одну из программ изучения английского языка. Лиз является покровительницей бирмингемской художественной организации Writing West Midlands. Сейчас женщина живет в Бирмингеме со своей семьей, а более подробно о ее жизни и творчестве можно прочитать на birminghamski.com.
Счастливое детство

Лиз Берри родилась в 1980 году в Черной Стране, одном из регионов Вест-Мидленда. Так сложилось, что Черная Страна исторически была богата разными природными ископаемыми, которые здесь добывали в угольных шахтах. Именно в этом районе строили сталелитейные заводы, фабрики и кузницы. Родители Лиз прилагали немалые усилия, чтобы привить своим детям любовь к искусству, музыке и литературе.
Они часто читали им дома стихи, причем делали это своим местным говором. Когда дети, в том числе и Лиз подросли, их начали брать с собой на местные поэтические чтения. При особой поддержке отца, Берри начала изучать стихи и писать собственные, будучи еще ребенком.
Лиз Берри начала свою карьеру, работая учительницей начальной школы. Позже она присоединилась к классу поэзии для начинающих в соседнем колледже. Здесь ее заметили и отметили, переведя девушку на магистерскую программу в Royal Holloway, Лондонского университета, где она училась под руководством известной поэтессы Джо Шапкотт. Именно во время учебы по этой программе Лиз начала писать свой первый полноценный поэтический сборник «Черная страна», ставший панегириком дома ее юности.
Берри получила магистерскую степень по креативному письму в том же Royal Holloway, входящем в состав Лондонского университета, и премию Эрика Грегора в 2009 году. Ее первые стихи становились популярными – произведения Лиз Берри печатали в журналах и антологиях, они звучали на радио BBC и были записаны для «Поэтического архива». Она стала победительницей конкурса Poetry London 2012 и стала стипендиаткой Арвон-Джервуд того же года.
Начало творческой карьеры

В целом первой публикацией Лиз Берри была брошюра под названием «Святая покровительница школьниц», увидевшая свет в 2010 году. А на момент публикации «Черной страны» в 2014 ее автор была погружена в богатую диалектами поэзию, с которой она ассоциируется. В английской поэзии существует древнее направление, опирающееся на земной, повседневный простолюдинский язык. Еще Джеффри Чосер — английский поэт Средневековья, следовал ему, написав «Кентерберийские рассказы» на английском, а не придворном латинском или французском.
В начале XIX века Джон Клер писал тихие, наблюдательные стихи о сельской местности местным говором Нортгемптоншира. Среди современных поэтов на Берри повлияла, использовавшая свой диалект шотландская поэтесса Кэтлин Джейми, а также радостный и положительный англо-пенджабский поэт Далджита Нагру, который некоторое время был наставником поэтессы. К тому же, Лиз Берри писала для Сети молодых поэтов Поэтического общества о своей попытке возродить родной язык.
Еще одним видом деятельности Лиз Берри было исследование гендерных ролей и идентичности, связанное с ее интересом к диалекту, который был одновременно и серьезным, и радостным, а иногда даже местами дерзким. «Когда я был мальчиком», один из многих драматических монологов в сборнике, вызывающим в памяти, счастливое детство, которым жил в свое время странный, яркий ребенок.
«Когда я был мальчиком»

В этом стихотворении говорится о сугубо мальчишеских вещах — катании на велосипеде по пояс голым, изготовлении бумажных самолетиков, вместо того, чтобы выполнять домашнее задание, или принимая вид крутого, взрослого «мена» держать во рту «тонкие сахарные палочки… будто сигареты». В стихотворении есть осознанная бессмыслица — «девушки любили меня: держали меня за руку, пока я их игнорировал», но последние строчки стиха, где «парень на велосипеде», где «ноги сбиты, а кулак в воздухе» звучат, как шумный манифест.
Многочисленные, совершенно разные герои этого сборника часто где-то отклоняются от темы. Келлавей отмечал, что, несмотря на свою укорененность, в «Черной стране» существует противоположный образ полета, что, вероятно, должно означать, ничто иное, как самореализацию. Как-то Лиз Берри рассказала, что побудило ее написать стихотворение «Свиноматка». Оказывается, она подслушала, как молодая женщина в спортзале, взвешиваясь на весах, все время бормотала себе под нос, какая она жирная свинья. Творческие пути неисповедимы.
Во время перехода к насыщенной неожиданностями жизни поэтессы Берри успела родить своего первого ребенка. Поэтому, естественно, с тех пор ее начали интересовать и привлекать поэтические голоса, описывающие опыт материнства, Лиз везде их искала. При этом уже существующая поэзия не оправдала ожиданий. Как и в случае с «Черной страной», она почувствовала побуждение написать собственное произведение, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.
Однако стихотворение, которое, скорее, было нужно молодой мамочке, и не пришло к поэтессе во время первой беременности, появилось во время второй. Речь о «Республике материнства» — непоколебимом взгляде на тайные вызовы, с которыми сталкивается каждая мама, стараясь их выдержать и преодолеть в самом еще в самом начале материнства.
В этом стихотворении Лиз Берри размышляет о том, как сложно быть матерью — бюрократические ограничения, одиночество, моменты «несносной красоты без кожи». Пока ее героиня неустанно выполняет свой долг «кормить-мыть-любить-кормить», она находится под наблюдением клинической, ассимиляционной точки зрения, контролирующей граждан «дикого королевства» республики. Позже именно это стихотворение опубликуют в одноименном чапбуке и он получит престижную премию «Форвард», как самое лучшее отдельное стихотворение.
Подрывная чувственность – еще один ключевой аспект поэзии Берри. Ее произведения о сексе откровенные и праздничные. Влюбленные геи в стихотворении «Дальнобойщик» лежат «животом к спине в такси… В темноте его дыхание гудит, как двигатель». В стихотворении «Серебряная береза» «когда я не была ни девушкой, ни парнем… я держала твои пальцы во рту, пока дерево гудело, как от электрического напряжения».
Трансгрессивный секс

Секс может быть трансгрессивным и потому рискованным. Но в стихах Лиз Берри риск принят. Нетрадиционное поведение может быть таким же увлекательным и жизнеспособным, как и опасным. Эта радость от земного поведения также находится в веселых и привлекательных рассказах Берри о еде и питье, таких как «Tipton-On-Cut».
Некоторые рецензенты Берри отмечают еще одно направление в ее творчестве – раскрытие идеи духовной трансцендентности. Уилкинсон выделяет такие стихи, как упорное и музыкальное произведение «Успение» и стихотворение «Птица», в котором изображена болезненная метаморфоза. Интересно, получит ли это напряжение между земной чувственностью и трансцендентностью свое продолжение в будущем творчестве поэтессы.
Лиз живет в Бирмингеме, по соседству с Вест-Мидлендом. Она пишет стихи, воспитывает двоих сыновей и работает репетитором.
Источники: